Стать Севера



Мотосезон в самом зените. Социальные сети уже трещат по своим нейронным швам от селфи покорителей Старого Оскола, автопортретов суровых рыцарей дороги на фоне белой таблички с надписью «Туапсе» и, конечно же, «рентгеноскопий» отдельных счастливчиков, уместившихся в утробе заветного парома…

Дабы ощутить, хотя бы из рассказа о дальней поездке, каплю северной прохлады, bike31 знойным августовским днем встретились с Романом «Киллдозером» Иглиным. Он недавно тоже вернулся с берега моря. Карского моря.

Все очень просто. На самом деле не важно, на чем ездить! Чтобы покататься, нужно покопаться!

- Роман, а почему на море, но не как все по М4, а в другую сторону и почти за 5000 км? Желание удивить мотообщественность, напомнить о себе после кругосветки? В конце концов, здоровые человеческие амбиции или еще что?

- Ой, да перестань! Не надо вот-вот этого! Никогда не с кем не мерялся, и желания близко такого не было. Даже тогда, когда проехал кругосветку. Просто после нее как раз и явственно понял, что за границу вообще не хочется. Пришло понимание масштабов и красоты нашей страны. Ездить надо по ней, а не по мощеным Европам. Проедь и посмотри Дальний Восток, Сахалин, Тыву, Ямал, Пермь, Ярославль, Вологду, Карелию и увидишь красоты ничуть не хуже, чем пейзажи Новой Зеландии и Канады… Еще, спустя много лет поездок, пришел к тому, что, чем дальше путь, тем медленнее хочется ехать… Хочется пропустить через себя каждый километр, а чем быстрее ты едешь, тем быстрее это «кино» заканчивается…

  

Я планировал посмотреть русский Север давно, а здесь подвернулся такой хороший повод - мероприятие «Мотополярник». Проводится за Полярным Кругом в пос. Ямбург Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу Карского моря мотообъединениями ROLLING ANARCHY MCC, AL-KASHI и региональным отделением Русского географического общества.

  

Случайных людей на этом мотомероприятии нет, поскольку, само собой разумеется, что не каждый туда поедет, и не каждый туда доедет. А главное – проводится оно в закрытой зоне, куда въезд только по спецпропускам из-за близости стратегических месторождений нефти и газа. Никакой цивилизации – тундра, ягель, морошка костры, палатки. Никаких баров, люксов, сигар и стриптизов! Все свое, как известно, - с собой! Настоящий треффен на краю мира!

- А в чем же тогда главное удовольствие от поездок по суровым северным местам на мероприятие, по сравнению с которым прославленная Древняя Спарта кажется летним пионерским лагерем?

Никогда не с кем не мерялся, и желания близко такого не было. Даже тогда, когда проехал кругосветку. Просто после нее как раз и явственно понял, что за границу вообще не хочется.


- Кайф от поездки по Северу на мероприятие начинается еще в пути. Дорога до Ямбурга со стороны Тюмени одна и тянется почти в 3000 км. И едешь ты вроде долго, далеко и один, а глядь – вот и "гусик", вот "африка" или "тенор"… И понимаешь, что им ведь с тобой по пути! И ощущаешь спиной, что в этой вечной мерзлоте перед тобой и за тобой люди! Такие же, как ты по духу люди, а не мажоры и позеры. А дальше заправки, ночлеги, где начинаются встречи… А ведь еще три дня самого мероприятия и дорога обратно. Хватит времени договорить с кем не договорил, и допить, с кем не допил и доесть. И вообще, в тех краях люди другие…

  

- Насколько другие?

- Абсолютно. Намного честнее, открытее и знающие цену словам. Сказано там не зря - «за дорогой - тайга, если что не найдут». Дорога в Сибири и на Севере ценна встречами. Встретить незнакомого человека в дороге, привести домой, накормить, напоить самогоном, попарить в бане, оставить на ночлег для жителя Севера или Сибири - в порядке вещей.

Коренные жители Севера, ханты, у которых довелось побывать - совсем другая планета. Получилось через местных мотоциклистов договориться немного погостить у семьи хантов в традиционном оленеводческом стойбище. Практически все так же, как мы читали в детстве в книжках Ф. Купера про коренных индейцев Северной Америки, только с поправкой на климат.

  


Очень трепетно относятся к своей культуре и обычаям, особенно под натиском «цивилизованных» газо- и нефтедобытчиков… Абсолютно натуральное хозяйство, никакой цивилизации - кого добыли, того съели, с кого шкуру содрали, того на себя надели. Жизнь в стойбищах течет по незыблемому многовековому укладу в зависимости от перемены времен года и миграции стад оленей.

  


Для хантов не принято расплываться в любезностях перед случайными заезжими гостями - времени нет: сотни голов скота требуют круглосуточной бдительности, да и на дикого зверя петли стоят, проверять надо, а самое главное очень короткое северное лето – миг и нету.

- А местные мотоциклисты тоже разительно отличаются от наших?

- Сибирские мотоциклисты дальше и больше катаются в силу объективных причин. На Севере и в Сибири расстояния начинаются от 1000 км, поэтому большинство местных все в «медальках». Съездил на фест к друзьям – уже «жопу» сделал. У них просто другого выбора нет, да и дружнее и сплоченнее они. Есть и байк-посты – обычно небольшая чистая комната при СТО, со старенькой кроватью в сетку, но тут тебе, пожалуйста, с порога салатик из помидоров и огурцов, сто грамм, картошечка горячая. И сварка, и болгарка, и все, что надо. Такое вот незамысловатое, но неподдельное радушие.

  

- Как думаешь, почему все больше людей в последнее время отдают предпочтение двухколесному отдыху в формате «треффен» вместо классических мотофестивалей с сосисками, стриптизами и прочим?

- Мотофестивали в их «классическом» виде в последнее время за… то есть надоели не мне одному)) Уже давно многие поняли, что едут на фестиваль не за зрелищами, которые по своей сути одинаковы, а за встречами и общением с близкими по духу людьми. Таким программы и зрелища не нужны, у нас праздник всегда с собой!

Хотя, вот недели три назад был на «Усадьбе» - вот это оно! Таким и должен быть мотофест: кто-то похмеляется поутру, кто-то терзает гитару, а кто-то еще не ложился и не собирается - но все вместе, друг с другом у одного общего костра. Часто вспоминаю Витю Плотникова, как лет 15 назад он хотел, чтобы была вся эта веселая движуха, чтобы мы все общались и дружили. Смотрю и думаю, а ведь получилось…

- Ты проехал кругосветку, съездил туда, где, как говорится, лемминги бояться какать. Скажи, какие технические советы можешь дать для таких масштабных поездок?

- Все очень просто. На самом деле не важно, на чем ездить! Чтобы покататься, нужно покопаться! Не нужен дорогой мотоцикл, а нужен известный, проверенный, тобою самим перебранный. И ты на нем весь мир проедешь! Я поехал в кругосветку на Африке 1999 года, которая после переборки показала себя лучше, чем новый английский мот.

  

- Есть уже планы будущих, не менее эпичных поездок?

- Да честно сказать, я еще и с этой поездкой на Север не попрощался. Когда я трогался в путь, у меня был расписан план с указанием знаковых мест, которые хотел посетить – это село Покровское (Тюменская область), в которой родился Григорий Распутин, это Тобольский кремль (самая строгая тюрьма второй половины 19-го века, а сейчас довольно уютный хостел по 400 рублей за ночь), это Самотлор (звучит, как «Мордор», а по сути первое, крупнейшее из освоенных в России и 6 по размеру в мире нефтяное месторождение).

Мотофестивали в их «классическом» виде в последнее время за… то есть надоели не мне одному


Как пророчески пел Кола Бельды: «ты узнаешь, что напрасно, называют Север Крайним, ты увидишь, он бескрайний…» - мне уже по всем моим планам давно было пора возвращаться домой, а Север затягивал меня все дальше и дальше в сторону от дома. Но все же мне удалось найти достойный выход из чарующего плена Севера - оставил верную «Африку» там, у друзей. Оставил, чтобы потом на ней вернуться, вернуться, на Север!

  

Редакция bike31 желает Роману «Киллдозеру» Иглину новых горизонтов и с нетерпением ждет встреч в его уютном гараже за рассказами о дальних странствиях.

by: Taras
Уважаем авторские права К.Б. Кинчева и поясняем, что заголовок для статьи взят из песни и одноименного альбома славной группы Алиса, вышедшего в 2007 году.
11.09.2016   В разделе: #Поездки




Наш Блог

Все подряд Поездки Мероприятия Интервью