По следам Пржевальского



В те времена, когда Европа вместо потока санкций, молча ждала, «пока русский царь удит рыбу» (с), когда не было ассоциаций, дающих регалии за праздные катания, а было лишь Императорское Русское Географическое Общество, русские путешественники уже открывали просторы Средней Азии!

Так, сын отставного поручика, уроженец Смоленщины, Пржевальский Николай Михайлович в тысяча восьмисотых несколько раз «громко прохватил» по среднеазиатским землям, еще до того, как это стало мейнстримом.

Полтора столетия спустя, по следам Пржевальского потянулись в края пустынь и перевалов русские всадники. Только кони их уже были не с копытами и подковами, а с цепями да карданами, вожжами с подогревом и видеолетописцами на челе.
в Средней Азии, в основной своей массе живут довольно открытые позитивные люди, не отказывающие в помощи и не считающие великим одолжением общаться с тобой по-русски

Не минула чаша сия и хорошо знакомых нам Евгения «Отца» и Игоря «Мазая». Первый, сглотнув горечь «зимнего полтишка» у тульского «Самовара», махнул в Казахстан. А второй, после асфальтных «кренделей» Мотоджимханы, решил вместе с друзьями из ФМБО вместо традиционного майского шашлыка отведать настоящего восточного плова.

bike31 встретился с каждым из покорителей восточных горизонтов, дабы услышать из первых уст быль о катаниях белгородцев за тридевять земель:

- Куда занесла Вас проруха-судьба, и сколько витков намотала на Ваши одометры за поездку? На каких стальных конях, в каких доспехах и с каким скарбом отправились в путь?

- «Отец» – конь мой верный Ymaha XT 2 750 «Супер Тенор», по традиции с коляской...))) Коляска «Спутник» от Ижа... Основное с собой запас топлива – 26 литров в баке Тенора и еще литров 35 по канистрам. Поскольку поехал я в феврале, одет был на два слоя термобелья с водоотводящим покрытием и проверенный зимний охотничий костюм и ... берцы!


Получилось так, что я из минус 15 приехал в плюс 15, так что термобелье с водоотводом пришлось весьма кстати. Проехал в общей сложности около 10 000 км по маршруту: Белгород – Тула («зимний полтишок») – Воронеж – Саратов – далее Казахстан:- Уральск – Актюбе – Арал – Байконур – Кызыл-Орда – Чемкент- Джамбул – Алма-Ата и обратно. Общая продолжительность пробега составила 12 дней (с 14 февраля по 1 марта): 8 дней занял путь от лагеря «Самовар-треффена» в Тульской области до Алма-Аты и 4 дня из Алма-Аты в Белгород. За сутки получалось проходить примерно 700-800 км. Как «краевед» могу заявить, что ехать в мороз на Ямахе значительно теплее, чем на Днепре))

- «Мазай» – нас несли вдаль КТМ «Адвенчер» 1200, новая Хонда «Кросс-Тур», Кавассаки- Версус, Ямаха ФЖР- 1300. Никакой особенной подготовки не было. С собой брали всего по-максимуму, что только может даже теоретически пригодиться в дороге с изменчивой местностью и погодой. Что касается экипа, я не сторонник дорогих девайсов - для размещения поклажи обошлись подручными средствами и пластмассовыми канистрами. На тело - обычное термобелье, среднего ценника экипировка, дождевики, шорты и тапочки...


У нас получилось накатать около 11000 км, мартшрут: Белгород – Саратов - Казахстан: – Уральск – Байконур – Кызыл-Орда – Чемкент – Узбекистан: Самарканд – Киргизия: Иссык-Куль – Казахстан: Алма-Ата – Астана – Россия: Челябинск – Уфа – Самара – Белгород. Продолжительность пробега составила 16 дней. Суточный переход в зависимости от дорожных условий и настроения от 500 до 1200 км.

- Как решали вопрос с жильем и ночлегом в таком многодневном путешествии, и во что это стало?

- «Мазай» – когда отправлялись в путь, мы планировали экономить на всем, прежде всего на удобствах и ночлеге, поэтому взяли с собой кучу палаток, спальников и прочих составляющих походно-полевого интерьера. А на самом деле оказалось, что ночь во вполне сносном гостиничном номере стандарта СССР с удобствами и ужином (кстати, довольно вкусным и обильным) в среднем обходится в 200-300 рублей.

Еще один важный момент для мотопутешественников: - в Средней Азии реально работает система байк-постов. По пути погостили у ребят из клубов «Райдерс» (Уральск), «Байконур» (Байконур), «Алькаши» (Чемкент), «Стальные скорпионы» (Самарканд), Namad (Алма-Ата). Что касается бюджета, на бензин традиционно закладывали 2000 рублей на 1000 км. пути, а в остальном с каждого по потребностям.

- «Отец» – тоже думал, что придется ночевать на дороге, но на «зимнем» участке пути из-за тотального гололеда поставить палатку оказалось невозможным, а на «весеннем» участке всюду весело хлюпала грязно-снежная жижа. Поэтому также воспользовался помощью байк-постов в Кызыл-Орде и Чемкенте и гостеприимством одноклассника и бабушки в Алма-Ате)))

От наших гаишников отличаются только цветом кожи и более быстрым переходом «от предварительных ласк к делу»

- Что можете сказать о дорогах и дорожных нравах в Средней Азии?

- «Мазай» - ехать по Казахстану интересно и удобно. Большие расстояния и дороги, не загруженные фурами. Местные ездят бестолково, но, к счастью, медленно, не так как туземцы в приключенческих фильмах про Джеймса Бонда и Индиану Джонса. По качеству и состоянию, дороги скорее для тур-эндуро, но вполне можно и на Голде, только важно помнить, что «автобан» может через 200 метров перейти в «лунный грунт», а потом через неопределенное расстояние снова автобан))

Радует глаз смена пейзажев от степей и пустынь до горных цепей, стада лошадей, коров и верблюдов. Может, в сравнении с Кавказом, яркость и смена ландшафта не столь динамична, но я бы сказал, что красоты природы и эмоциональный заряд, которые можно испытать на Кавказе за полтора часа пути, в Средней Азии можно ощутить за полтора суток. Очень приятно было узнать, что в Казахстане литр бензина в переводе валют стоит 24 рубля, и к тому же имеется развитая сеть государственных заправок, на досягаемом друг от друга расстоянии. А вот, дорога от Саратова до Уральска – кошмар и стыдобища, хотя, казалось бы, российская и федеральная...

- ПДД братьев-азиатов сильно отличаются от наших? Есть ли какие-нибудь «подводные камни», о которых российскому мотопутешественнику лучше знать заранее?

- «Отец» - разумеется ПДД соответствуют общепринятым стандартам. Но главный сюрприз среднеазиатского гостеприимства в Казахстане – размер штрафов за нарушение ПДД. Превышение скорости на 20 км/ч обойдется в 6000 рублей, проезд на красный сигнал светофора – больше 10 000 … В плане «сбора дани с пеших и конных» братья-азиаты шагнули значительно вперед, видимо у них это в крови))

Помимо стай видеокамер, дороги кишат особыми радарами под дорожным покрытием (небольшой коробок, которого не видно, не слышно) и светофорами со встроенными индикаторами. Поэтому, когда ехал по Казахстану, ориентировался исключительно на поведение местных водителей.

- А как ведут себя местные инспектора ДПС?

- «Мазай» - от наших гаишников отличаются только цветом кожи и более быстрым переходом «от предварительных ласк к делу»)) Отношение к русским в общем, и к мотоциклистам в частности, вполне нормальное. Но если останавливают за нарушение, начнется сцена из жизни восточного базара. Стандартная такса за возможность продолжить путешествие – «как договоришься». Этот плод восточной мудрости позволяет не только обеспечить независимый от колебания курсов валют и индексов фондовых рынков доход служивому, но и помогает путнику понять, кто он есть «по-жизни»…)))

- «Отец» - меня по пути останавливали 6 раз, но когда реально возник вопрос, смог откупиться «алькашовским» магнитиком))

- Как думаете, почему все больше мотопутешественников устремляют свои взоры и курсы навигаторов в Среднюю Азию?

- «Мазай» - политика… Раз в Украину нельзя, люди поехали в Среднюю Азию, сейчас так сказать, дальняя поездка на мотоцикле, особенно за границу - «трэнд». По дороге то и дело встречали «гусей» с «гусятами», путешествующих как маленькими стайками, так и в одиночку, но с «гнездышками» техподдержки…))) Ну и разумеется, Средняя Азия интересна своими тысячелетними памятниками архитектуры и обилием древнеисторических мест.

- «Отец» - я думаю, это еще и потому, что в Средней Азии, в основной своей массе живут довольно открытые позитивные люди, не отказывающие в помощи и не считающие великим одолжением общаться с тобой по-русски. Другая причина в том, что еще пять лет назад в Казахстан из России не было нормальной дороги, а был разбитый тракт в 3000 км., по которому путь в одну сторону занимал до 2 недель, а сейчас вполне реально сделать тысячу за день. Так, что я думаю, Средняя Азия очень сейчас привлекательна как для начинающего мотопутешественника, так и для опытного дальнобоя.

by: Taras
05.07.2016   В разделе: #Поездки




Наш Блог

Все подряд Поездки Мероприятия Интервью