На вершинах Памира



В то время, как многие наши собратья по цеху, подмерзнув под октябрьскими ветрами Ротонды и изрядно отплясав под пенное в Гриннбире, готовились принять обет зимнего мотовоздержания, белгородский мотоциклист Дмитрий Гуськов вел свою «Африку» к вершинам Памира. 

- Дмитрий, почему выбрал именно маршрут по Средней Азии, да еще и в высокогорье?

- Дело в том, что путешествием по Средней Азии я грезил еще с детства. Мой отец долго работал геологом в тех краях и часто в красках рассказывал о местной природе, жизни и обычаях людей, а я живо представлял себе его рассказы и мечтал увидеть во отчую. Выбор маршрута не случаен. Кроме природных красот и познания другой культуры, меня манил Памирский тракт в Таджикистане, с его самым высоким горным перевалом Ак-Байтал - высота 4655метров. Через этот перевал пролегает самая высокогорная автодорога на территории бывшего СССР, она же одна из самых высоких и опасных автомобильных дорог в мире. Возможность не просто полюбоваться горными пейзажами, но еще и проверить себя, проверить, да еще и как …

Я не турист. По-моему, турист - это тот, кто покупает себе тур и просто идет вслед за туроператором, ни о чем не волнуясь и не заботясь. Мне гораздо ближе по духу слово путешественник

- Cкажи, в такой сложной поездке, ведь наверняка был момент отчаяния, когда сам себе сказал «Все, …здец, приехал…»?

- А как же! Был и не один. Главный момент случился в Узбекистане, недалеко от кишлака Гулистан, когда у меня за плечами лежало более 4000 км.
Я ехал уже в темноте, примерно 90 км/ч. До ночлега оставалось около 100 км, как вдруг я увидел кучу щебня и резко да по тормозам и заскользил навстречу судьбе… А ведь видел же знак ограничения скорости «30 км/ч», но «авось» взял верх… Плата за «авось» - падение, скольжение 20-25м и остановка мотоцикла в кучу щебня – разломало пластик, погнуло и отломало паук и зеркало, провернуло вилку... На звук пикирующей «Африки» из тьмы явился мой спаситель охранник дороги, для ремонта которой, собственно, и предназначался этот щебень))). Подняли вместе мотоцикл, откатили в небольшой магазин-столовую неподалеку, где я и заночевал. Лежа в спальнике, я уже практически решил, что утром нужно на трассе "ловить" фуру, договариваться отвезти мотоцикл в Казахстан, потом в Россию или решать вопрос о том, где и как его оставить, а самому домой. Но еще через день, проснувшись утром, я огляделся по сторонам, послушал птиц и понял, что жизнь вокруг просто классная и нельзя упускать дарованный судьбой шанс. "Ну подумаешь, мотоцикл потерял внешний вид, но фары-то светят и двигатель не пострадал". Подвязал паук жгутами и проволокой и понял: "Надо ехать дальше!".

Совет один – не сомневаться и не бояться! Ехать! Не слушать советчиков-паникеров. Любые препятствия преодолеваемы, а проблемы решаемы.


Тяжело еще немного было на самом перевале Ак-Байтал. Из-за высоты в воздухе мало кислорода и первый день гудела голова. Не буду говорить, что от малейшей физической нагрузки сразу появляется одышка. За весь перевал из-за скользкой снежной дороги я 6 раз ронял мотоцикл на небольших скоростях, а это, простите, не то, что положить мот на песчаной дорожке в посадке. Пока поднимаешь мот в высокогорье – дыхание перехватывает, потом еще стоишь долго, отдыхаешь, приходишь в себя, поэтому я 4 раза поднял сам, а два раза ждал мимо проезжающих людей, чтобы помогли поднять!

- Перед поездками в Закавказье и Среднюю Азию ты изучал местные обычаи, язык, для того, чтобы наиболее комфортно себя чувствовать среди местного населения и избежать возможных конфликтных ситуаций?

- Нет! Я просто привык быть вежливым с людьми. Древняя мудрость, гласящая о том, что все тобой излученное к тебе же и вернется, работает безотказно в 100% случаев. Поэтому я стараюсь быть максимально открытым для общения, излучать позитив и доброжелательность. Я никогда не отмахиваюсь от людей, отвечаю на их вопросы, порой назойливые. Детей, вьющихся возле мотоцикла, не прогоняю, а угощаю конфетами и жевательной резинкой. Я пытаюсь, как бы слиться с людьми другой культуры - хожу на рынки, чтобы поймать местный колорит и понять чем здесь живут, гуляю в центральных парках и тихих улочках. А люди в ответ люди одаривают улыбками и хорошим настроением меня, а нередко просто спасают…

- То есть рассказы о восточном гостеприимстве, особенно по отношению к русским, в нынешней политической обстановке, не миф?

- Нет! В Средней Азии искренне любят русских! Я думаю, что это в первую очередь благодаря нашим отцам и дедам, которые столько лет жили, учились, служили и строили бок о бок с казахами, киргизами, узбеками, таджиками и другими народами.

Посуди сам, когда я разложился возле Гулистана, о чем говорил выше, мне на помощь пришел сторож, охраняющий бордюры и арматуру на участке ремонта дороги, а наутро и другие местные жители. Меня приютили в магазине-столовой типа сарая, как у наших болховецких бабушек: в одной комнате был магазин с полками-прилавками, в двух других - столы и стулья, а в третьей на полу на брезенте и пенке в спальнике спал я рядом со старым холодильником и дозревавшими зелеными помидорами. А ночью начинался движ – шуршала, пищала и бегала по полу мышь, и чтоб она не грызла мои вещи - я платил ей ренту своей пшеничной лепешкой… Я там прожил один вечер и еще одни сутки, пока чинил мот, хотя меня несколько раз звал к себе в дом хозяин магазина, но я вежливо отказывался, т.к. не хотел заново увязывать вещи и перекатывать мотоцикл.

Меня кормили и обхаживали, как самого дорогого гостя, при этом и слышать не хотели даже о какой-то минимальной плате за помощь. И так было во многих городах и кишлаках по маршруту. Когда в чайхане или на стоянке узнавали, что я мотоциклист из России, меня кормили и поили чаем так, что я еле мог выйти из кафе… Отчасти атмосферу гостеприимства передает видео у меня на странице, где я уже почти перед самым перевалам Ак-Байтал нахожусь в юрте у местного жителя, его жены и родственников, которые меня пригласили отогреться и в тепле спокойно поддеть под куртку и штаны теплые подкладки.

Я просто привык быть вежливым с людьми. Древняя мудрость, гласящая о том, что все тобой излученное к тебе же и вернется, работает безотказно в 100% случаев


Также мне помогли местные жители, когда я проехал снежный перевал Ак-Байтал и началась дорога-гребёнка, на которой я прорубил камеру. Я попросился на ночлег в дом и меня приютила на ночь бедная семья, накормила, уложила спать, а наутро оказали помощь с ремонтом пробитого колеса.

В скором времени я выпущу видеофильм от первого лица об этой поездке и размещу его в сети, сами все увидите))

- Скажи пару слов о быте и нравах современного населения республик Средней Азии, ибо, как мне думается, у многих (если не у большинства) населения европейской части России мнение об этих людях складывается на основе криминальных хроник, юмористических передач канала ТНТ и видами людских масс на площади трех вокзалов в Москве.

- В двух словах - их нравы и быт если конечно, можно так выразиться не задев ни чьи чувства, я назвал бы «мягким мусульманством». Женщины и девушки одеваются более демократично, на мой взгляд, по сравнению с жительницами Северного Кавказа, ничего предосудительного никто не увидит в том, что женщина заговорит с незнакомым человеком, особенно, если ему требуется помощь. Люди старшего поколения очень добры и уважительны в общении. Молодые люди, которые даже примерно мои ровесники или немного старше, не говоря уже о заметно младших и детях, обращаются к тебе на "Вы" – говорят, у них так принято, так их воспитали.

И еще одна местная особенность, которая бросилась мне в глаза – почти никто не курит, но большое количество мужчин прямо на улицах употребляют насвай(1), это видно по характерной выступающей нижней губе и частых сплевываниях на землю. Даже среди милиции любители находятся – видео, если что, имеется)). Но при этом нет никакой грубости, хамства или нетерпимости.

То, обстоятельство, что выходцев из Средней Азии очень много живет и работает сейчас в России, нужно понимать, что люди делают это явно не от хорошей жизни. И всякие глумления по этому меня просто коробят. А «уроды в семье» есть абсолютно среди любой национальности.

- В этом поистине эпичном дальняке, ты заявлялся на сдачу «железных задов», «разбитых копыт», «меховых трусов», «снежных шлемов» иначе говоря, мотонормативов?

- Нет. Просто потому, что не люблю в поездке что-то или кого-то догонять и не собираюсь кому-то что-то доказывать. В дальняке я люблю смотреть на меняющийся вокруг мир и слушать собственные мысли, стараюсь запечатлеть на фото и видео самые сильные и яркие моменты. Я поехал в этот дальняк только лишь для того, чтобы еще лучше познать себя и лишний раз убедиться, как прекрасен мир, а не за титулом.


- После твоих громких поездок по Закавказью и Средней Азии тебя приглашали мотоклубы вступить в свои ряды? Может ты уже состоишь в одном из них?

- Я не состою ни в каком клубе потому, что считаю это лишним для себя на данный момент. Может потом отношение к мотоклубам у меня изменится, но не думаю. Я не вижу ни одного мотообъединения, которое подходило бы мне, чьи нашивки я рад был бы с гордостью носить и чьи интересы представлять, в том числе и из числа белгородских.

- Почему?

- Да потому, что был разочарован, когда собирал мотоциклистов и средства для поездки в детский дом (в п. Горналь в мае 2013 года). Мне помогли только несколько мотоциклистов одиночек и дружные клубы из города Курск. Низкий поклон этим людям, благодаря всеобщим усилиям мы закупили подарки детям и отлично съездили и порадовали их.

А участие в клубе мне не нужно еще и потому, что у меня в сердце свой клуб, со своими незыблемыми принципами и законами. Кому надо, я и так помогу без нашивок, цветов и другой клубной атрибутики. Надеюсь это взаимно со стороны моих окружающих мотобратьев!

- Приоткрой завесу тайны о своих будущих поездках, в какую часть света душа лежит теперь?

- Я не умею планировать поездки, подобно офицеру генштаба. Я люблю мечтать и грезить… Мечтать буду до конца марта – начала апреля, а потом просто сяду на мот и поеду… Куда именно - еще точно не знаю, мысли гуляют насчет Северного Казахстана, потом через Россию в Монголию, и через Байкал по Югу Сибири обратно домой. Еще есть отдаленная плавающая мыслишка вспомнить студенчество и проехать автостопом до Владика (ездил я как-то во студенчестве стопом в Крым и Одессу…), купить там Эксэрочку четырехсоточку и обратно по Транссибу домой. Короче, придет апрель, откроет дверь…))

- Что ты мог бы посоветовать начинающим мототуристам? Тем, кто только подумывает поехать в дальнобой, но откровенно боится, и тем, кто сидит вечерами и рассчитывает километры, литры, рубли, и тем самым тоже боится, но завуалировано?

- Я не турист. По-моему, турист - это тот, кто покупает себе тур и просто идет вслед за туроператором, ни о чем не волнуясь и не заботясь. Мне гораздо ближе по духу слово путешественник. Это тот, кто выбрал свой путь и по нему шествует, тот, кто просто сорвался с места и поехал, преодолевая себя и обстоятельства …


Совет один – не сомневаться и не бояться! Ехать! Не слушать советчиков-паникеров. Любые препятствия преодолеваемы, а проблемы решаемы. Доедет Ваш мопед, оппозит, чепер, скутер и до морского побережья и до горных вершин! За руль, ведь все самое интересное у Вас впереди!

by Taras и путешественник Дмитрий Гуськов


(1) Насвай - вид некурительного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии. Основными составляющими насвая являются табак и щёлочь (гашёная известь). Также в состав продукта могут входить растительное масло и другие компоненты. В продажу насвай поступает в виде маленьких «шариков» или «палочек», пластичной массы или порошка. Цвет продукта грязно-зелёный. Краткосрочные последствия потребления насвая: сильное местное жжение слизистой ротовой полости, тяжесть в голове, а позднее и во всех частях тела, апатия, резкое слюноотделение, головокружение, расслабленность мышц.



27.11.2015   В разделе: #Поездки




Наш Блог

Все подряд Поездки Мероприятия Интервью